ИБДА — абсолютный лидер XIV Народного рейтинга российских бизнес школ MBA.SU (2023)
В рейтинге учитываются оценки выпускников программ MBA и Executive MBA независимо от формы обучения
Методика
Участниками рейтинга стали бизнес-школы, работающие на российском рынке бизнес-образования, ведущие обучение по программам МВА/ Executive MBA.
Основной целью исследования является оценка удовлетворенности выпускников обучением (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:
1. Рост дохода в течение 2-4 лет после окончания обучения
2. Карьерный рост после получения МВА
3. Уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-школе за время обучения
4. Уровень личного и профессионального развития, полученного в бизнес-школе.
Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы) были приняты следующими:
Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-школы, и последующего влияния критерия на результат от обучения.
Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:
Σ = ( R+C)/n + (P/n)*0,67 + (B/n)*0,33
где:
R — сумма оценок роста дохода
С — сумма оценок карьерного роста
P — сумма оценок личного и профессионального развития
В — сумма оценок деловых связей
n — количество анкет.
Специфика момента
Динамика изменений и усложнение среды ведения бизнеса всегда стимулируют перемены в бизнес-образовании в целом и программах МВА в частности.
Несмотря на турбулентность в экономике, спрос на качественное MBA-образование растет. Это подтверждают наблюдения не только ведущих столичных бизнес-школ, но и бизнес-школ Екатеринбурга и Новосибирска. Одновременно наблюдается снижение спроса на программы MBA нижнего ценового сегмента, из-за чего таким бизнес-школам, предлагающим такие программы, приходится вводить скидки, достигающие иногда 50% от стоимости программы.
Дефицит кадров, способных решать бизнес-задачи в новых условиях, вызывает повышенное внимание компаний к качественной подготовке своих менеджеров. Востребованы программы МВА, в которых учитываются последние изменения в экономике, новые модели ведения бизнеса, достижения ИT-технологий.
Вести обучение по лекалам даже пятилетней давности становится все более затруднительно.
Российское бизнес-образование находится в поиске новых смыслов и идей, которые позволят сделать его более эффективным в сложившихся экономических условиях.
Доходы и карьерная траектория
Согласно опросу, доходы менеджеров среднего звена после обучения по программе МВА в среднем выросли на 52%, менеджеров высшего звена — на 48%, а владельцев бизнеса — на 91% (рис. 1). Стоит отметить, что снижения заработков у слушателей не наблюдалось.
Рост дохода выпускников нередко сопровождается повышением должностного статуса. Наибольший карьерный рост показали менеджеры среднего звена — 55%, а также линейные менеджеры — 54% (рис. 2).
Структура аудитории МВА после обучения значительно изменилась, особенно в категориях менеджеров высшего и среднего звена. Доля первых увеличилась, а вторых — уменьшилась за счет перехода в более высокий статус.