Интервью  /  1 мая 2017

«Мы принимаем детей такими, какие они есть, и это делает их счастливыми»

Ирина Усиченко
редактор, предприниматель

Как зарабатывать в детском бизнесе

Наш выпускник Антон Васюткин по франшизе развивает три клуба под брендом сети детских центров «Бэби-клуб». Он рассказал, почему выбрал бизнес в детской сфере и почему франшиза — хороший способ потренироваться строить свой бизнес.

Что такое детский клуб?
Детский клуб — регулярные развивающие занятия для детей 1-3 раза в неделю. Мы занимаемся тем, что развиваем все виды интеллекта детей, готовим к детскому саду и школе, помогаем осваивать различные навыки и социализироваться. При этом специалисты следуют за естественным ритмом и характером восприятия ребенка, чтобы каждый малыш чувствовал себя максимально комфортно и мог раскрыть свои способности.

К нам приходят дети от 8 месяцев до 7 лет. Когда родители слышат про столь ранний возраст, они не понимают, что ребенок может понимать в таком возрасте. На самом деле восемьдесят процентов базовых навыков и знаний, которые нужны во взрослой жизни, закладываются до трех лет. Чтобы в этом убедиться, мы всегда советуем родителям прочитать легендарную книгу основателя корпорации Sony Масару Ибуки «После трех уже поздно». Он исследовал процесс развития и описал, как формируются важные навыки до трех лет.

Почему вы выбрали детский бизнес?
Когда я работал с партнёром, мы нацелились на детскую сферу. Даже в кризисные времена люди будут обеспокоены жизнью, здоровьем и образованием детей. И тогда мы стали исследовать бизнес и оказалось, в детской сфере есть неизведанные области. На рынке работают много компаний, которые продают игрушки и одежду, но очень слабо развита сфера услуг для детей, особенно дошкольного возраста.

С детскими образовательными учреждениями совсем все сложно. В каждом районе есть клубы-одиночки. Своей методики и обученного персонала у них нет. Занятия строятся хаотично, информацию о подходах к развитию детей они черпают из интернета и книг. Чему научат детей — неизвестно. Кроме нашей сети, по моему мнению, серьезно детским дошкольным образованием занимается две-три компании. Даже хочется, чтобы было больше таких компаний.

А зачем вам конкуренты?
На самом деле мы обычно говорим не о конкурентах, а о коллегах по сфере деятельности. Они мотивируют и держат в тонусе. Сейчас, когда сеть приходит в какой-то район Москвы, где уже десяток клубов-одиночек, мы набираем 150 детей в клуб, и это хорошо. Но чтобы еще активнее расти и развиваться всей сети, мы были бы рады появлению и других компаний-коллег с такой же построенной и отработанной базой знаний и собственным методом. Ведь детей много, и спрос на качественные услуги по развитию довольно высок, а родителям нужен выбор. И это здорово, когда к нашему важному и нужному делу присоединяются единомышленники.

Как выбирали франшизу?
Во-первых, нужно посмотреть на сам продукт — что входит во франшизу. На мой взгляд, помимо бренда и технологии, очень важной составляющей является поддержка. То есть какие силы и в каком объёме управляющая компания тратит на то, чтобы растить своих партнёров. Во-вторых, нужно запросить статистику по открывшимся и закрывшимся точкам. И желательно уточнить, почему некоторые партнёры уходят из сети. И в-третьих, встретиться лично на работающих точках с партнёрами сети и поговорить с ними об их опыте открытия. Но это все технические моменты. Самое главное — понять и осознать, насколько ваши ценности как человека соотносятся с ценностями компании, чей продукт вы собираетесь приобретать.

Почему вы решили купить франшизу, а не открыли свой бизнес?
Я никогда раньше не открывал свой бизнес, всегда работал в найме. Да и гениальной идеи до реализации у меня не было. Я решил, что франшиза — хороший старт для новичков, чтобы ощутить себя собственником бизнеса, понять ответственность. И это правда стало для меня хорошей школой.

До того, как начал открывать свои детские клубы, отучился на MBA. И так сложилось, что во время обучения нашел партнера, с которым мы открыли свой первый детский клуб по франшизе, сделав свой вклад в развитие всей сети центров развития детей «Бэби-клуб».

Чем МВА вам помогло?
МВА поворачивает сознание. Когда работаешь в найме, свой бизнес кажется чем-то страшным. А во время обучения ты понимаешь, что бояться нечего. Надо решиться, рискнуть и попробовать. Для меня MBA как раз и стало таким поворотным моментом, когда я захотел свой бизнес.

МВА поворачивает сознание

На MBA учишься выходить за рамки мышления наемного сотрудника и понимаешь, что можешь решить проблему как-то еще. И все обучение построено так, чтобы научить мыслить иначе. Каждая лекция и занятие оттачивали навык принятия решения и показывали, что у тебя в руках множество инструментов для решения задач. Некоторые инструменты ты принес с собой, это был твой опыт, но ты не умел ими пользоваться.

После обучения на MBA ощутил, что теперь достаточно навыков и уверенности, чтобы открыть свой бизнес. Когда ты наемный руководитель, ты отвечаешь за конкретный участок. Когда ты владелец бизнеса, ты должен быть драйвером, вдохновителем для себя и команды. На MBA быть драйвером учила Александра Кочеткова. Она раскрыла нам идею того, что вдохновляют не деньги, а идея.

Какая сейчас миссия у вашей компании?
Делать детей счастливыми, самим получать удовольствие и помогать родителям увидеть индивидуальные таланты своего ребёнка. Именно эту миссию сеть Бэби-клуба выбрала для себя еще в 2000 году, когда открылся первый клуб сети. И мы в своих Бэби-клубах продолжаем развивать детей, а родителей учим быть осознанными. Ведь, чтобы стать родителем, не нужно проходить курсы, получать диплом или права. Поэтому, когда ребенок рождается, родители часто находятся в замешательстве от огромного количества нерешенных вопросов. Они не понимают, что делать, когда ребенок плачет, капризничает или замыкается в себе. Мы формируем родительскую культуру и учим родителей слышать своих детей. Звучит немного абсурдно, но на самом деле не все родители умеют общаться со своими детьми.

Чему вы учите родителей?
Учим принимать детей такими, какими они есть. Если слушать ребенка, услышишь, что с ним происходит и как он относится к миру. Но многие осознанно или неосозанно делают из детей свою копию, навязывают свои нереализованные желания и строят границы, что правильно, а что нет. Но ведь даже они не знают, что на самом деле верно. Предназначение каждого человека можно увидеть, если он свободен в выборе своих предпочтений, а в условиях жёстких рамок и ограничений люди теряют своё настоящее «Я».


В во всех клубах сети нет парт, строгой дисциплины. Специалисты определяют особенности характера детей и на основе этого выстраивают свое общение с каждым во время занятий. Кому-то легче познавать новое в движении, поэтому мы не запрещаем бегать, другому комфортнее спокойно сидеть на одном месте и иметь возможность подольше подумать над заданием — и мы даем такую возможность. Мы понимаем, что у каждого свой эффективный способ восприятия информации. Конечно, неразберихи на занятиях у нас тоже нет — с детьми занимаются профессионалы. Они помогают каждому ребенку выразить себя и быть самим собой.

А чему учите детей?
Мы учим детей свободно мыслить, быть самостоятельными и не бояться выражать свое мнение. Учим общаться со сверстниками и взрослыми, знакомим их с многочисленными фактами окружающего мира. При этом все это в процессе увлекательных игр, которые интересны детям в силу их возраста и характера.

Если вернуться к теории о видах интеллекта (автор Тони Бьюзен, ученый, изобретатель ментальных карт, автор книг «Супермышление», «Гениальный ребенок»), которую мы очень любим, то можно сказать так. Мы учим детей использовать все виды интеллекта с детства. Чтобы ребенок был общительным или как минимум не боялся говорить с другими людьми — это развитие социального интеллекта. За умение ориентироваться в мире букв и цифр отвечают вербальный и цифровой интеллекты, чему мы, конечно, тоже посвящаем много времени. А еще важно, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и уверенно в любом пространстве (физический и пространственный), развивал восприимчивость всех органов чувств (сенсорный), увлекался миром искусств и оригинально мыслил (творческий), расширял свой кругозор (духовный) и осознавал себя и свои особенности, в том числе по признаку пола (чувственный). И вот весь комплекс наших игровых заданий для детей направлен на развитие всех этих навыков и получение знаний из разных сфер жизни.

Бывает, приходит мама и говорит, что хочет научить ребенка писать и читать. Она рассказывает, что занимается с ребенком с утра до ночи, но результатов нет. Оказывается, ребенок мало играет, а ему это нужно как воздух. Но до 7 лет ребенок воспринимает информацию именно через игру. И дети впитывают столько информации, сколько нужно. Нельзя налить в полный стакан еще воды. А если подавать информацию в дидактической форме, то ничего из этого хорошего не получается. Всегда нужно идти от интереса детей и их индивидуальных и возрастных особенностей.
Родители видят наш метод и подходы и оставляют ребенка в покое: пусть растет, играет, впереди еще 10 лет школы — насидится за партой. И тут происходит чудо: семья становится счастливее. Дети, которые пришли молчунами и боялись сделать лишний шаг, раскрываются и с радостью бегут в Бэби-клуб.

Чему научить ребенка, чтобы он был счастливым во взрослой жизни?
Быть собой и понимать свои желания. Родители должны не научить, а дать максимальное количество возможностей: подвести ребенка к «шведскому столу», чтобы он выбрал то, что ему нравится.

Когда малыши грызут подушку или таскают кота за хвост, они проверяют гипотезу. Они получают опыт и думают, как его использовать дальше. А ведь именно так делают в бизнесе: тестируют гипотезы и находят лучшее решение. Дети, которые постоянно экспериментируют, вырастут предпринимателями, и мы им помогаем. Те, кто много рисует и лепит из пластилина, имеют все возможности стать выдающимися художниками и скульпторами, если захотят развиваться в этом направлении. А вообще творческое мышление очень важно во всех профессиях, ведь оно позволяет мыслить нестандартно, видеть то, что не на поверхности.

Дети, которые постоянно экспериментируют, вырастут предпринимателями, и мы им помогаем

Когда родители говорят: «Не плачь, не бегай, не кричи», — у ребенка закрепляется в сознании, что если он будет пробовать новое, мама будет недовольна или даже накажет. Если мама один раз прикрикнула или ударила по рукам, он будет помнить это всю жизнь. Когда вырастет, будет следовать только по указке. Так люди тратят десятилетия на познание не своей профессии и впоследствии на нелюбимую работу. Если ребенка воспитывают свободным, он сам найдет свое дело и станет счастливым.

К вам попадает сложный ребенок, который не слушается, дерзит, на занятиях ничего не хочет делать. Как поступают специалисты?
Мы понимаем, что ребёнок не плохой, а ему сейчас плохо, некомфортно. И это всегда связано с родителями или окружением ребенка. Оказывается, что родители и родственники не принимают природные особенности ребенка и даже подавляют. Мы проделываем огромную работу с мамами. Мы бережно рассказываем о тех нюансах в коммуникации с детьми, которые они не знают, и даём практические рекомендации. Наши специалисты проходят многоэтапный серьезный отбор, а затем проходят многопрофильное обучение в корпоративном университете сети, поэтому работа и с детьми, и с родителями у нас на очень высоком уровне. На самом деле рецепт хороших отношений с ребёнком очень прост — нужно просто любить его таким, какой он есть.

Какие книги должны читать дети?
Те книги, которые им интересны. У детей чистое сознание и они легко делают выбор. «Прочитаешь 10 страниц и только тогда пойдешь гулять», — плохой метод. Такой ребенок, наоборот, будет ненавидеть книги. В нашем клубе есть мини-библиотека — книговорот. Дети и родители могут взять те книги, что им понравились, и прочитать.

Какой топ-10 книг вы порекомендуете прочитать родителям?
Обязательная книга к прочтению все та же «После трех уже поздно» Масару Ибуки. Прочитав ее, родители понимают, как поддерживать естественную потребность в развитии ребенка с самого рождения и почему предоставление ребенку свободы и уважение личности малыша — самое важное, что мы можем дать.

Вторая рекомендация — книга основательницы Бэби-клуба Евгении Белонощенко «Рожденные с характером». В ней популярно изложена психологическая теория, на которой базируется и метод Бэби-клуба. Прочитав эту книгу, родители смогут увидеть особенности характера своего ребенка, данные ему с рождения, и узнают, как можно избежать многочисленных конфликтных ситуаций в семье.
Конечно, это не единственные книги, которые хочется порекомендовать. Вот еще небольшой книжный список:

«Пять путей к сердцу ребенка». Г. Чепмэн
«Исповедь отца сыну». Ш. Амонашвили
«Практическая Монтессори-педагогика». Е. Хилтунен
«Общаться с ребёнком. Как?». Ю. Гиппенрейтер
«Саммерхилл — воспитание свободой». А. Нилл
«Умные родители — гениальный ребенок». Т. Бьюзен
«Как говорить чтобы дети слушали, как слушать чтобы дети говорили». А. Фабер, Э. Мазлиш
«Книга для неидеальных родителей». И. Млодик
«Не упускайте своих детей». Г. Ньюфелд

Комментарии

Следите за нами на Facebook