Интервью  /  14 августа 2017

Blended MBA — новый формат программы МВА в ИБДА РАНХиГС

Интервью Александра Чеканского, декана факультета Стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ

В последние годы все более популярными становятся дистанционные программы МВА. Это не удивительно. Развитие дистанционных технологий является глобальным трендом всего современного образования в целом, и бизнес-образования, в особенности. Дистанционные технологию раздвигают границы времени и пространства, важнейших атрибутов нашего бытия. Позволяют получать знания в любое удобное время, и в лучших учебных заведениях, независимо от их пространственной локации. Во многих случаях дистанционные образовательные технологии, позволяя повторять учебный материал, оказываются более действенными, чем традиционные технологии очного обучения.

Однако абсолютизировать возможности дистанционных технологий не стоит.  Им не под силу организовать эффективное командное взаимодействие обучаемых в процессе обсуждения управленческих кейсов, при проведении дискуссий, форсайтов. Тренинговые методики, нацеленные на отработку навыков использования управленческих технологий, как правило, также требуют живого очного общения с тренером, и непосредственного взаимодействия с коллегами по учебной группе. Но именно это командное взаимодействие под руководством преподавателя, тренера, позволяющее учащимся обмениваться друг с другом своим управленческим опытом, обогащаться опытом друг друга, систематизировать не только свой, но и коллективный управленческий опыт всей учебной группы, и является отличительной особенностью серьезных долгосрочных программ бизнес-образования и, прежде всего, программ МВА. Поэтому полностью дистанционные программы, каким бы комплексным не был набор изучаемых в них дисциплин, не могут считаться полноценными МВА.

Задача состоит в том, чтобы используя на программах МВА преимущества дистанционных образовательных технологий, сохранить принципиально важную компоненту очного командного взаимодействия слушателей. Решая эту задачу, мы создали новый формат программы МВА, смешанный, blended, очно-дистанционный формат.

Вся традиционная программа МВА была разделена на две части. Во-первых, учебные дисциплины, модули, ориентированные в основном на усвоение знаний о закономерностях развития бизнеса, и сущности эффективных управленческих технологий и инструментов. Эта часть программы была переведена в дистанционный формат. Во-вторых, дисциплины и учебные модули, базирующиеся в основном на интерактивных методиках, где командное взаимодействие слушателей является критически важным. Эта часть программы, реализуется в очном обучении. В итоге примерно две трети программы проходят дистанционно, и одна треть в режиме очных занятий.

Дисциплины и модули дистанционной части программы тоже неоднородны. Некоторые из них нацелены на овладение знаниями, которые с одинаковой эффективностью усваиваются и в коллективе, и индивидуально, или индивидуальное обучение может оказаться даже более предпочтительным. Эта дисциплины предлагаются в виде специально разработанных дистанционных курсов. Другие модули дистанционной части программы лучше усваиваются при коллективном обучении. Дистанционное преподавание таких модулей и дисциплин ведется с эффектом присутствия в аудитории. С помощью современных 3D технологий (очки виртуальной реальности) слушатели получают возможность прослушать курс, виртуально присутствуя в реальной студенческой аудитории.

Есть еще две важных особенности нашей Blended МВА.

Первое. Все учебные курсы программы обеспечены не только полным комплектом методических материалов, но доступом к необходимым учебникам из любой точки мира, в которой есть интернет (ресурсы электронной библиотеки).

Второе, быть может более важное, высокие требования к работе слушателей на программе. Не секрет, что многие дистанционные учебные программы, особенно дешевые, не дают должной отдачи. И не только, и даже не столько потому, что у них некачественный контент. Но, в значительной степени потому, что дают возможность получить желанный диплом МВА без усилий, без выполнения домашних заданий, без подготовки к экзаменам, без работы над дипломным проектом, а порою даже без просмотра всех присылаемых видеоматериалов. Скрытая такая получается торговля дипломами.

Дистанционная часть нашей программы blended MBA требует большой самостоятельной работы. Не меньшей, а скорее большей работы, чем очная часть программы. По каждой дисциплине нужно не только изучить дистанционный курс, но и обязательно почитать учебник, чтобы выполнить несколько письменных домашних заданий, решить экзаменационный кейс или пройти итоговое тестирование. Слушатели, имеющие более трех академических задолженностей, не допускаются к дальнейшему прохождению программы, пока не ликвидируют их. Научное руководство выпускным дипломным проектом ведется дистанционно, но его защита перед экзаменационной комиссией проходит в аудитории в присутствии всей учебной группы.

Разумеется, учится на такой программе не просто, и мы приглашаем на нее только тех, кто реально мотивирован к серьезной работе, кто считает, что именно владение эффективными управленческими технологиями, а не только диплом МВА являются основой стремительного карьерного роста.

Александр Чеканский, декан факультета Стратегического управления ИБДА РАНХиГС при Президенте РФ

Комментарии

Следите за нами в Telegram