Мы занимаем лидирующие позиции уже 8 год подряд!
В 2019 году Рейтингу российских бизнес школ MBA.SU («Народный»), который составляет портал «МВА в Москве и России» (MBA.SU) исполняется десять лет. Ежегодно портал публикует результаты, основанные на оценках выпускников бизнес-школ (архив рейтингов). Информационными партнерами Народного рейтинга выступают российские деловые СМИ: ТАСС, газета «Известия», ИД «КоммерсантЪ», РБК, журнал «Профиль» др.
Все эти годы мы ни разу не изменили базовым принципам рейтинга: равный доступ к участию выпускников программ МВА и Executive MBA всех бизнес-школ, независимость результатов от бизнес-школ. Задача рейтинга — дать максимально объективную информацию об обучении, в этом мы стоим на стороне потребителей программ бизнес-образования. Главной оценкой для нас является удовлетворенность выпускников обучением.
Отрадно, что такой подход разделяют и многие ответственные российские бизнес-школы, стремящиеся вывести отечественное бизнес-образование на уровень ведущих мировых бизнес-школ. Мы благодарны им и ассоциациям выпускников, которые анонсируют проведение опроса и содействуют информационной открытости российского бизнес-образования.
Народный рейтинг является наиболее объективным рейтингом российских бизнес школ, поскольку основан непосредственно на оценках выпускников программ MBA/ Executive MBA. Методика рейтинга не предполагает использования весовых или иных корректирующих коэффициентов, учета баллов или мнений какого-либо жюри или экспертов; в зачет идет среднеарифметическая оценка выпускников, которые оценивают результаты обучения от 1 (min) до 5 (max). Независимость рейтинга определяется отсутствием прямого или косвенного финансового участия бизнес школ в процессе создания рейтинга.
Анкетирование проводилось в феврале-мае 2019 г. на портале «МВА в Москве и России» при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ. Кроме того, редакция портала опрашивала членов Российской Лиги МВА и выпускников, имеющих аккаунты в социальных сетях.
В опросе 2019 г. приняло участие свыше 1250 выпускников 2015-2017 гг. из 54 бизнес-школ. Расширилась география опроса: помимо бизнес-школ Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, в нем впервые приняли участие выпускники бизнес-школ Самары, Махачкалы и Владивостока. В этом году впервые свои анкеты прислали выпускники МШУ «Сколково». В шорт-лист прошли анкеты выпускников 38 бизнес-школ из 7 городов., представляющих около 95% рынка программ МВА и EMBA.
Портрет участника исследования
ПОКАЗАТЕЛЬ | СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ | МИНИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ | МАКСИМАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ |
Возраст, лет | 38 | 25 | 60 |
Возраст поступления в бизнес-школу, лет |
34 | 23 | 56 |
Доля мужчин,% | 69 | — | — |
ДО ОБУЧЕНИЯ | ЧЕРЕЗ 2-4 ГОДА ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ | ||
Доля владельцев бизнеса, % | 13 | 22 | |
Доля топ-менеджеров, % | 31 | 48 | |
Доля менеджеров среднего звена, % |
41 | 26 | |
Доля линейных менеджеров и специалиств, % | 14 | 3 | |
Другие,% | 1 | 1 |
Традиционно, итоговый балл в Народном рейтинге российских бизнес-школ формируется из среднеарифметических оценок четырех показателей: рост дохода, карьерный рост, деловые и профессиональные связи, личное и профессиональное развитие.
ЧТО ДАЛО ОБУЧЕНИЕ?
Основным результатом обучения 64% выпускников считают знания и навыки, необходимые для успешной работы; карьерный рост отметили 12%; ценность установленных деловых связей отметили 13%. Шесть процентов опрошенных указали «рост доходов» как главный результат; систематизацию ранее имевшихся знаний и возможность открытия бизнеса оценили 4%.
Немало ответов, подобных этому: «Все происходило постепенно: сначала знания и навыки + связи и знакомства, потом карьерный рост, потом я организовала свою компанию, открыв ИП, что в итоге привело к увеличению дохода».
Рост дохода
Несмотря на то, что доля указавших «рост дохода» как главный результат, невелика, абсолютное большинство (86%) участников опроса удовлетворено ростом своего дохода в течение 2-4 лет после окончания бизнес-школы, это больше, чем результат прошлого года (83,5%); из них 63.5% — очень довольны.
ОЦЕНКИ УРОВНЯ ДОХОДА | МЕНЕДЖЕРЫ ВЫСШЕГО ЗВЕНА | МЕНЕДЖЕРЫ СРЕДНЕГО ЗВЕНА | ВЛАДЕЛЬЦЫ БИЗНЕСА | ЛИНЕЙНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ/ СПЕЦИАЛИСТЫ |
Отлично | 34% | 36% | 34% | 26% |
Хорошо | 30% | 29% | 28% | 37% |
Удовлетворительно | 22% | 22% | 24% | 22% |
Неудовлетворительно | 14% | 13% | 14% | 15% |
Карьерный рост
Карьерный рост в течение двух лет после окончания бизнес-школы 35% опрошенных выпускников оценивают как отличный, 29% — как хороший; 22% — как удовлетворительный и не довольны им -14%. Однако, удовлетворенность карьерным ростом по сравнению с 2018 г. немного снизилась: доля отличных и хороших оценок — на 3,5%. При этом доля удовлетворительных оценок выросла на 6%., а доля неудовлетворительных оценок — снизилась на 3%,
Менеджеры высшего и среднего звена по-разному оценивают свой карьерный рост. Три четверти (73%) менеджеров высшего звена считают свой карьерный рост отличным и хорошим; среди менеджеров среднего звена таких 64%.
Деловые и профессиональные связи
Уровень деловых и профессиональных связей, установленный в бизнес-школе как отличный и хороший практически не изменился (66.7% против 65.6% в 2018 г.), тогда как общее число удовлетворенных связями выпускников выросло до 85,4%.
Личное и профессиональное развитие
Оценки показателя «личное и профессиональное развитие» среди всех- самые высокие. Им удовлетворены практически все — 98.9% опрошенных (в 2018 г. — 96.5%); очень довольны 96.3% . В свете последних трансформаций, происходящих в мировом бизнес-образовании по отношению к оценке результатов обучения, личное и профессиональное развитие становится основным показателем. Результат от обучения, обычно фиксируемый на отрезке нескольких лет после окончания бизнес-школы, не является окончательным: обучение в бизнес-школе, часто является источником разнообразных человеческих и менеджерских траекторий в будущем.
Ниже представлены данные рейтинга:
Место 2019 |
ШКОЛА БИЗНЕСА |
Сумма оценок | Удовлетворенность обучением (среднеарифметическая оценка) макс. польза — 5, бесполезно — 1 |
Место
2018 |
|||
рост дохода | карьер- ный рост |
полез- ность связей |
личное и профес- сиональ- ное развитие |
||||
1 | Институт бизнеса и делового администрирования Российской Академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), Москва | 17.64 | 4.22 | 4.27 | 4.24 | 4.91 | (1) |
Источник |