MBA: за и против Интервью  /  31 июля 2018

Ректор РАНХиГС Владимир Мау о бизнес-образовании

О том, какими качествами должен обладать современный управленец, должна ли система высшего образования быть элитарной, чем измерить человеческий капитал и многом другом рассказал ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау.

Владимир Александрович, Вы руководите РАНХиГС с момента ее основания. Произошли с тех пор изменения в системе образования, в подаче знаний студентам вуза? Какие есть приоритетные направления в подготовке кадров и повышении их квалификации?

Владимир Мау: 17 июля 2000 года президентом России было подписано Поручение о формировании этого вуза, с тех пор РАНХиГС быстро развивается. Довольно большой период времени занял процесс формирования единой системы, так как в составе академии 14 учебных заведений с разной корпоративной культурой, историей, а также 70 их филиалов. Это была нетривиальная задача. За восемь лет мы продвинулись в нескольких очень важных направлениях.
Мы получили право быть университетом, устанавливать свои стандарты, и это, несомненно, очень важно с точки зрения обеспечения высокого качества образования. Академия стала одним из ведущих учебных заведений, где начали защищать диссертации по своим принципам, не по системе ВАКа – мы радикально изменили механизм защиты, сделав его гораздо более сложным и одновременно гораздо более прозрачным.
Это позволило снять вопросы относительно качества диссертаций или механизма принятия решений. У нас сейчас диссертации защищают перед жюри из пяти-семи человек при открытом голосовании и указании всех имен, кто поддержал присуждение ученой степени кандидата или доктора наук. Сейчас она подписывается и ректором, и теми, кто своими добрыми именами ученых подтверждают, что эта работа действительно является качественной.
Мы радикально трансформировали ключевые направления работы с государственным управлением, с госслужбой. Здесь есть два очень важных направления. Одно связано с резервами.
Начиная с 2013 г. мы активно участвуем как экспертная площадка, ассессмент-центр формирования резерва управленческих кадров под патронажем президента Российской Федерации. Мы запустили мощный цикл программ для кадрового резерва высокой готовности. Из них ряд людей назначен губернаторами и министрами. Из выпускников только одной программы прошлого года – семь губернаторов и два министра.
У нас есть еще несколько программ для высших кадровых резервов. Несомненно, очень важным этапом в развитии Академии стала организация по поручению президента конкурса «Лидеры России». Скоро будет открыт второй конкурс.
У нас также появились программы по подготовке менеджмента в социальной сфере. За эти годы мы обучили около 20 тысяч директоров школ, главврачей, руководителей учреждений культуры во всех регионах страны. Президентская академия проводит переподготовку государственных и муниципальных служащих в регионах. Ну и, конечно, постоянно проводим обновление наших программ, в том числе магистерских. Не так давно мы приняли решение выдавать дипломы МВА Академии, имеющие международную аккредитацию. Это, пожалуй, наиболее важные этапы. Рейтинг российского журнала Forbes поставил нас на второе место среди вузов, а основное внимание уделялось, конечно, успешности выпускников – так называемому индексу Forbes.

Что показал конкурс «Лидеры России», какие изменения ожидают его в следующем году?

Владимир Мау:  Изменения будут, но об этом будет дополнительно объявлено перед началом конкурса.
Прошедший конкурс «Лидеры России», оператором которого стала Президентская академия, показал огромную востребованность, с одной стороны, управленческих компетенций, а с другой – востребованность у самих управленцев, их заинтересованность.
Когда мы только обсуждали проект этого конкурса, то гадали, примут ли в нем участие 10 тысяч человек или нет. Когда в первый день записалось 30 тысяч желающих, у нас был некоторый шок. Всего зарегистрировались около 200 тысяч человек. Другое дело, что первый этап прошли 90 тысяч, но все равно это очень много. Конкурс «Лидеры России» ярко показал, что нашей стране нужны управленцы, а им нужна страна. То, что столько молодых людей хотят продемонстрировать свои качества, умения, способности заниматься улучшением условий жизни страны (а управленец – это не тот, который командует, а тот, кто добивается результатов), конечно, было очень важно.
Мы довольны тем, как прошел конкурс. На очный этап вышли 2500 человек, 300 из них прошли в финал, а победителями стали 103 конкурсанта. Все они сильные яркие молодые люди. Подтверждает это тот факт, что многие из них получили назначение на серьезные посты.
Хотя карьерное продвижение не было заявлено в конкурсе, и никаких обещаний на эту тему также не было. Тем не менее, очень многие стали заместителями министров или получили другие высокие назначения. Сейчас активно идет обсуждение, как сделать следующий конкурс еще лучше. Уже принято несколько решений, например, все финалисты пройдут тестирование, которое они проходили на заочном этапе. Это пожелание самих участников, чтобы все были уверены, что все они сами проходили тесты и показали именно те результаты, которые были в начале. В целом модель второго конкурса разрабатывается в направлении усложнения. Как все будет выглядеть на следующем этапе, можно будет узнать в ближайшее время.
В сентябре начнется набор заявок на участие во втором конкурсе «Лидеры России», подведение итогов состоится весной 2019 года. Также все победители получат гранты в размере миллиона рублей на обучение по своему выбору. Многие из финалистов первого конкурса уже начали учиться, в том числе и в РАНХиГС.

Должна ли система высшего образования быть элитарной? Как можно измерить человеческий капитал страны?

Владимир Мау:  Это зависит от того, что вкладывать в понятие «элитарность».
Вузы должны быть ориентированы на привлечение лучших по своим способностям и трудолюбию. В стране есть ведущие вузы, где обучаются лучшие студенты с высоким ЕГЭ и работают лучшие преподаватели с высокой научно-исследовательской активностью.
Элитарность – это способность в условиях конкуренции привлечь лучших. Об измерении человеческого капиала – это вопрос научной дискуссии. Если совсем коротко, то есть ряд параметров (обычно измеряется числом лет в школьном, вузовском образовании, количеством выпускников вузов, PhD и иных диссертаций, измерений качества школьного образования).
Американские экономисты Стенли Фишер и Гэри Беккер определяли человеческий капитал как способность человека приносить доход. ООН же измеряет индекс человеческого развития (ИЧР). Россия входит в число стран с наивысшим показателем ИЧР. Измеряется он по количеству лет обучения, продолжительности жизни и подушевым ВВП (валовым внутренним продуктом) по ППС (паритету покупательной способности).

В каком направлении, на Ваш взгляд, должна развиваться Россия в современных условиях? Какие направления являются приоритетными и почему?

Владимир Мау: Страна должна развиваться в тех направлениях, которые перечислены в Указе президента России от 7 мая 2018 горда. Содержащиеся в нем 12 приоритетов определяют ключевые направления развития.
Важно подчеркнуть, что там доминируют качественные показатели. То есть это не просто темпы роста, которые тоже важны. Но мы знаем, что во второй половине 1980-х темп роста Советского Союза ускорялся, а все кончилось катастрофой. Поэтому важно качество роста, устойчивость и другие параметры. В Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.» эти приоритеты четко изложены.

Вы не раз говорили участникам «Летнего кампуса Президентской академии», который проходит уже в седьмой раз в Татарстане, что если сомневаешься, заниматься чем-то или нет, то не надо. Как молодому человеку быть уверенным в выборе дела всей своей жизни?

Владимир Мау: Человек должен точно знать, что это его миссия. Если мы говорим о бизнесе, то это не тот случай, когда «к упил-продал и сбежал». Те, кто хочет заниматься бизнесом, должны понимать, что это их дело. Точно так же, как «писать или не писать диссертацию?»: если можешь не писать – не пиши. В действительности это касается не только бизнеса, а практически любого занятия. Надо ли сочинять стихи? – конечно, не надо. Ты пишешь стихи только тогда, когда не можешь их не писать. Мне кажется, что бизнес в каком-то смысле — та же поэзия.
Источник

Комментарии

Следите за нами в Telegram