MBA: за и против  /  7 мая 2017

Что лучше: корпоративные или открытые программы MBA?

Рассказывает Вероника Коцоева, руководитель MBA ИБДА РАНХиГС

Спор о том, что лучше: обучение на открытой программе или корпоративной программе МВА, — не нов. Он вполне понятен: люди хотят получить максимальную пользу от своих финансовых и временных затрат. Сравним и взвесим «за» и «против».

Стремление к корпоративному формату МВА характерно в случае, если компания намерена оплачивать обучение большого количества своих сотрудников. Стремление вполне объяснимое: компания хочет, чтобы это обучение было максимально полезно для их бизнеса, в планы компаний, естественно, не входит обучение сотрудников ради повышения их конкурентоспособности и мобильности на рынке труда. Зачем? Чтобы мы научили, а сотрудники ушли к конкурентам? И с этой точки зрения узконаправленная программа, связанная с конкретным бизнесом лучше открытой программы.

Кроме того, безусловным «плюсом» такого формата является защита дипломных проектов, так как на выходе компания получает разработанные для нее, по ее заказу, согласованные с руководством компании и готовые к реализации реальные проекты.
Но есть и серьезные минусы такого формата обучения. Во-первых, это «замыливание взгляда». Фактически слушатели продолжают «вариться в собственном соку». Вы работаете в одной отрасли (компании), учитесь на примерах этой же отрасли (компании). Это похоже на лошадь в шорах, которая может видеть только дорогу перед собой, но не видит ничего сбоку…Творчество слушателей не выходит за привычные рамки. И здесь открытые программы имеют преимущество: общаясь со слушателями из других отраслей, компаний можно «подсмотреть» другие точки зрения, другие решения и, в конце концов, адаптировать чужой опыт для своей компании.

Вторая проблема – это стоимость программы. Если речь идет о крупной компании, которая намерена направить на обучение большое количество сотрудников (25-30 человек), то в принципе стоимость обучения этих сотрудников в корпоративном и открытом формате примерно одинаковая. Но вот если группа меньше, то корпоративная программа может оказаться просто «золотой»…

Третий минус – это обучение начальников и подчиненных в одной группе. Далеко не всегда, и заведомо – не все сотрудники, готовы к отрытому обсуждению и взаимодействию в такой группе. Это значит, что мы получаем низкую степень свободы при участии в тренингах, мастер-классах, игровых занятиях, а также и просто при высказывании мнений и разборе кейсов. Сотрудник более низкого звена всегда будет закрепощен ожиданием оценки «свыше»: за ним наблюдают и это может повлиять на результаты его дальнейшей работы в компании. Начальник тоже все время будет оглядываться на то, как он выглядит в глазах подчиненных.

С точки зрения психологии это совершенно нормальная реакция любого человека, но это затрудняет процесс «пропускания» знаний через себя, свой опыт и, в конечном итоге, снижает эффективность обучения. На открытых программах таких проблем нет – т.к. нет непосредственных начальников и подчиненных. Однако есть риск попасть в неоднородную с точки зрения управленческого опыта, группу: если в школе нет серьезного отбора на программы, то почти наверняка, это случится. «Лакмусовая бумажка» здесь – серьезность отбора на программу.

Кстати сказать, у нас есть опыт проведения не только открытых программ МВА, но и корпоративных. Каждый раз мы стараемся подобрать оптимальный вариант, с учетом тех соображений, о которых я говорила выше. Есть очень много компаний, которые регулярно направляют слушателей на наши программы МВА с разными специализациями, или просто на повышение квалификации (отдельные модули программы МВА). И в этом тоже есть смысл – совершенно не обязательно, чтобы все сотрудники обучались именно на программе мастерского уровня: руководителей подразделений можно направить на программу МВА, а специалистов – на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Мы придерживаемся правила не брать больше 3-4х человек из одной компании в одну группу (если слушателей больше, то мы распределяем их по группам) – именно для того, чтобы не было того самого «замыливания взгляда» и «перетягивания на себя», когда все время обсуждаются проблемы одной компании.Но в любом случае, все без исключения поступающие на наши программы проходят все этапы вступительных испытаний. В конечном итоге, что эффективнее – это вопрос конкретной ситуации, требующий анализа.

Комментарии

Следите за нами в Telegram